Понедельник, 06.05.2024, 20:40
ГЦСДЮ "Ладья" г. Самара
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Шахматы [7]
СМИ [4]
 Каталог статей
Главная » Статьи » Шахматы

Развитие способностей ребенка во время обучения шахматной игре.

С интересом заново прочитал свой доклад на научно-практической конференции по проблемам мотивации в спорте. Прошел год, и информация, предложенная в докладе, уже устарела. Система упражнений для развития способностей лишь начало их развития, лишь первый этап. Конечно, не все, что было наработано к началу конференции по проблеме развития, изложено в докладе. Не озвучены проблемы, которые вызовет развитие способностей детей, причины, которые вызвали создание этой системы. Не озвучены цели выполнения отельных упражнений. Это предлагается читателям пока в виде загадки. Отгадаешь – пойдешь дальше.

Идея развития способностей детей, которые опережали бы трудности, возникающие при обучении шахматной игре, и эти способности были бы выше, чем способности элиты спортивных шахмат – международных гроссмейстеров, сама по себе интересна, и многие назовут ее спорной. Автор предлагает проверить каждому желающему свой уровень способностей. Самое сложное упражнение – перестановка в уме пирамиды. Если кто-то из шахматистов экстра-класса сможет переставить в уме пирамиду из ста дисков, то автор будет очень удивлен. Конечно, можно переставить пирамиду взрослому человеку, но для этого потребуются длительные тренировки и возможно годы. В тоже время можно ожидать, что такие шахматисты найдутся. Также вызовет удивление, если кто-то вспомнит все дни своей жизни. Тем не менее, не исключено, что такие шахматисты есть. Ожидаемое их количество в обоих случаях составляет доли процента. Может быть тысячную, может быть еще меньше. Автору лишь известно, что такие люди встречаются, но очень редко.

Сама по себе идея развития способностей детей у автора вышла на первое место, оттеснив шахматы. Сейчас необходимо приступить к следующему этапу – пересмотру шахматной теории и методологии обучения шахматной игре. Работа начата еще в 1995 году, но как-то замедлилась. Можно лишь только сказать, что одним из основных элементов новой шахматной теории является постулат первого хода в партии – «белые начинают и выигрывают». Основы методологии частично отражаются в системе развития способностей детей. Но это - в следующих публикациях. Когда? Может быть, через год или два, может быть раньше.

Ниже читателям предлагается доклад автора на научно-практической конференции по теме «Проблема мотивации в спортивной деятельности» из сборника трудов научно-практической конференции в г. Самара в 2006 году.

 

Развитие способностей ребенка во время обучения шахматной игре, как средство формирования его мотивационной сферы.

 

Введение.

Одним из самых сильных внутренних мотивов ребенка является развитие способностей, который проявляется разными способами. В тоже время, повышение уровня развития способностей позволяет увеличить сферу деятельности ребенка и через деятельность – формирование новых мотивов и как следствие – расширение мотивационной сферы ребенка.

В данной работе предлагается реализация внутреннего мотива развития познавательных способностей. Для этой цели подобраны и апробированы автором уже имеющиеся методики и собраны в систему упражнений. Работа по созданию данной системы проводилась в период с 1996 по 2002 г.г. При создании системы упражнений предполагалось превзойти уровень развития способностей ведущих шахматистов мира.

Оптимальный возраст детей для развития способностей по предлагаемым методикам от 3 до 12 лет. Результаты применения системы упражнений изменили представления автора о потенциальных возможностях детей и человека в целом. Многое может показаться невозможным при ознакомлении с результатами выполнения упражнений детьми, но еще большее удивление появляется при сравнении этих результатов с собственными результатами.

 

Система упражнений для развития познавательных процессов детей.

 

1.      Управление внутренней речью (диалогом).

Цель освоения упражнения развитие умения выключать внутренний диалог (внутреннюю речь) на любой требуемый отрезок времени, переключить внимание на восприятие внутреннего или внешнего пространства. При включении внутреннего диалога раньше требуемого времени, учащийся молча извещает об этом тренера поднятием руки.

Автор предлагает вначале обучения останавливать диалог на 1 минуту, увеличивая в течении нескольких занятий до 10-20 минут. Упражнение отрабатывалось на группах дошкольников пяти-шести лет и учащихся начальных классов при времени отключения диалога не более 10 минут. Эффективность обучения достигала практически 100%.

 

2.      Перестановка пирамиды «ханойская башня вручную и в уме.

Упражнение буддийских монахов. Рекомендовано одним из психологов – М.В. Луковским – для развития концентрации внимания, скорости переключения внимания, распределения внимания. Данному упражнению, по всей видимости, не одна тысяча лет.

Пирамида «ханойская башня» состоит из круглых дисков разного диаметра одинаковой толщины. Для перестановки пирамиды используются три поля, расположенные на одной линии слева направо. Пирамида ставится на крайнее левое поле, при этом диски располагаются друг на друге в порядке убывания размера. Диски пронумерованы в соответствии с размерами. Первый номер имеет диск с наименьшим диаметром, который располагается на верху пирамиды.

При перестановке пирамиды необходимо соблюдать следующие правила:

-         пирамида переставляется учащимся правой рукой с крайнего левого поля на крайнее правое поле, данное правило распространяется и на левшей;

-          для перестановки пирамиды используются все три поля;

-          во время перестановки пирамиды можно переносить только один диск на любое поле;

-          брать можно только диски, лежащие сверху, и класть диски только сверху на другие диски или на свободное поле;

-         перестановка пирамиды должна осуществляться по алгоритму с наименьшим числом переносов,

-          нельзя класть диск большего размера (с большим номером) на меньший;

-         если при перестановке пирамиды был нарушен оптимальный алгоритм перестановки, пирамида переставляется в обратном порядке до момента совершения ошибки, после чего перестановка пирамиды продолжается по оптимальному алгоритму.

Алгоритм наименьшего числа переносов дисков достаточно простой. В пирамиде перед началом перестановки чередуются четные и нечетные диски. Это чередование необходимо соблюдать на каждом поле. Также необходимо соблюдать чередование четных и нечетных дисков по основаниям.

Обучение перестановке пирамиды состоит из двух этапов: ручная перестановка пирамиды и перестановка пирамиды в уме.

 

Ручная перестановка пирамиды.

Ручная перестановка пирамиды используется автором для обучения учащихся безошибочной перестановки пирамиды. Одновременно с этим учащиеся учатся чувствовать ритм. Основная задача перестановки пирамиды вручную – научиться переносить каждый диск за одно и то же время, соблюдая ритмичность переносов дисков во время перестановки пирамиды. Для ручной перестановки автор предлагает использовать пирамиду с числом дисков не более 7.

Перестановка пирамиды в уме.

Основная цель освоения упражнения реализуется при перестановке пирамиды из 100 дисков в уме (внутреннем экране). Общее число переносов дисков пирамиды из 100 дисков составляет примерно 1030 переносов.

Расчет числа переносов проводится по формуле:

N = 2n – 1 , где

N – общее число переносов в пирамиде,

n – число дисков в пирамиде.

Зная число переносов в пирамиде, можно определить частоту переносов дисков:

Fпер. =N/t, где

Fпер. – число переносов дисков за одну секунду,

N – общее число переносов в пирамиде,

t – время в секундах, затраченное на перестановку всей пирамиды.

Скорость переключения внимания при выполнении упражнения можно отождествить с тактовой частотой работы компьютера. Учащиеся переставляют пирамиду из 100 дисков за время не более одной минуты. В этом случае Fпер. = 1030/60≈1028 пер./сек или Гц. Тактовая частота компьютера в настоящее время Fкомп. ≈ 3*1012 Гц. Преимущество человека над компьютером в 1016 раз.

Эффективность обучения дошкольников и учащихся начальной школы практически 100 %.

 

3.      Запоминание шахматных позиций.

Запоминание шахматных позиций предлагается для развития памяти. Для тренировки памяти и развития умения видеть все фигуры одновременно автор предлагает упражнения для запоминания шахматных позиций с любым количеством фигур.

Упражнение выполняется в следующем порядке: расстановка учащимся позиции на шахматной доске, запоминание позиции в течение времени по усмотрению учащегося или по заданию тренера, снятие фигур с доски и последующая расстановка позиции по памяти и проверка.

Ученики начальной школы могут запоминать позиции с 32 фигурами после предварительной расстановки. Данное упражнение достаточно сложное. Его осваивают учащиеся, имеющие сильную мотивацию развития.

Учащиеся со слабой успеваемостью имеют, как правило, слабо развитую память. Это упражнение можно использовать для тестирования уровня развития памяти – первое выполнение упражнения. Ученики со слабой памятью не могут запомнить позиции из 7 фигур; средняя память – запоминание позиций из 7-14 фигур; одаренные дети могут запоминать позиции из 16-18 фигур и более. Тестирование начинается с позиции из семи фигур.

Запоминание шахматных позиций за определенное время дает возможность учащемуся развить чувство времени.

 

4.      Выбор полей из заданной области шахматной доски.

Цель упражнения – развитие устойчивости и концентрации внимания на период времени от 10 до 30 минут, развитие памяти, распределения внимания на плоскости и в объеме. При выборе полей на плоскости предлагается следующие области шахматной доски:

9, 16 , 25, 36, 49, 64 полей.

При выполнении данного упражнения в объеме используются кубы, в основании которых расположены области шахматной доски из 4, 9 и 16 полей, В этом случае кубов состоят соответственно из 8, 27 и 64 ячеек.

Для выполнения упражнения автором используются листки бумаги размером 2*2 см, на которые выписываются названия выбранных полей из заданной области шахматной доски. Количество листков должно быть равно числу полей в заданной области. Ученик выписывает по одному полю из заданной области доски на отдельный листок, стараясь не повторять ранее выбранные поля. После окончания выбора полей листки выкладываются на заданную область доски в соответствии со сделанной на них записью. Для всех этапов выполнения упражнения ученик должен использовать произвольный порядок выбора полей близкий к случайному выбору чисел.

Это упражнение предлагается уже с дошкольного возраста. Учащиеся начальной школы могут выполнить упражнение в полном объеме. Эффективность обучения возможна при сильной мотивации развития у ребенка.

 

5.      Воспроизведение в памяти прошедших дней жизни.

Данное упражнение предлагается для развития памяти. Выполнение упражнений разбивается на несколько заданий. Для этой цели ученикам предлагается вспомнить день занятия с момента пробуждения. Далее можно предложить вчерашний день вчерашний день, последнее воскресение, все дни рождения, начиная с последнего до дня рождения в 1 год, период, когда ребенок еще не умел ходить и говорить, коляску, в которой лежал, первый свой день и окружавшую его в этот день обстановку. Эффективность выполнения упражнения для дошкольников и младших школьников может достигать 100 %.

 

6.      Построение области перемещения шахматных фигур.

Это упражнение предлагается для развития воображения ребенка и умения видеть комплекс полей перемещения фигур. Данное упражнение состоит из двух частей: ручное построение области перемещения фигуры на шахматной доске и построение зоны перемещения в уме. Выполнение упражнения также целесообразно разбить на две части: выкладывание области перемещения фигур вручную с использованием фишек и построения области перемещения фигуры в уме.

Для построения области перемещения фигуры в уме на демонстрационной или обычной доске ставится фигура на одном из полей. Ученику предлагается в уме увидеть одновременно все поля области перемещения фигуры при очередном ходе. Переставляя фигуру в уме, ученик обходит все поля шахматной доски, строя при этом в уме область перемещения фигуры на каждом поле.

 

7.      Образное восприятие шахматной игры.

Образное восприятие шахматной игры позволяет облегчить обучения основным этапам шахматной борьбы.

Для этого предлагается освоить следующую методику образного восприятия шахматной доски с шахматными фигурами. Методика обучения образному восприятию шахматной игры состоит из двух этапов:

-          развития умения распределять внимание на все поля шахматной доски,

-          образное восприятие шахматных фигур на шахматной доске.

Для развития умения распределять внимание на все поля шахматной доски можно использовать любую вертикально расположенную шахматную доску. Ученику предлагается направить свой взгляд в точку между центральными полями d4, d5, e5, e4. Затем распределить взгляд все поля шахматной доски. В дальнейшем ученику нужно продолжать наблюдение за своим восприятием шахматной доски, отмечая и запоминая это восприятие, изменения восприятия. У наблюдателя через несколько секунд начинаются изменения восприятия шахматной доски, ее полей.

Далее рассматриваются образы, связанные с отдельными фигурами. Когда будут расставлены все фигуры, дети видят, как правило, образ двух армий готовых к войне.

 

8.      Музыкальное восприятие шахматной игры.

Для обучению музыкального восприятия шахматной игры нужно распределить внимание на все поля шахматной доски, после чего дается задание услышать музыкальный звук, идущий с поля а1. Потом прослушать звучание по очереди всех полей шахматной доски. Следующее задание услышать звучание всей доски. После выполнение этих заданий можно послушать звучание начальной позиции шахматных фигур и звучание шахматной игры.

 

Заключение.

1. Предлагаемая система развития способностей детей разрабатывалась для развития юных шахматистов. В то же время основные упражнения: управление внутренней речью (диалогом), перестановка пирамиды «ханойская башня», воспроизведение в памяти прошедших дней жизни, запоминание шахматных позиций и выбор полей из заданной области шахматной доски могут использоваться для развития дошкольников и школьников, не занимающихся шахматами.

2. Система развития способностей эффективна для детей от 3 до 12 лет. Дети старше 12 лет, как правило, не могут выполнить перестановку пирамиды в уме из 100 дисков. При перестановке пирамиды из 12-14 дисков старшими школьниками и студентами время перестановки резко увеличивается и достигает 20 – 40 минут.

3. Применение системы развития способностей позволяет определить зону ближайшего развития ребенка.

4. Данная система развития способностей позволяет детям в короткий срок освоить правила шахматной игры.

Свои пожелания и вопросы автору можно оставлять на этом сайте.

Категория: Шахматы | Добавил: samsport (25.03.2009) | Автор: Градинарь П.В.
Просмотров: 4220 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ФШСО
  • Сайт создан в системе uCoz